Картина написана в период расцвета творчества Крамского, когда им были исполнены портреты многих передвижников и близких ГИХВ по духу людей. Был подарен Куинджи ученикам ВХУ при АХ для интерьера столовой и принадлежал кассе учащихся. Когда в 1911 г. Совет АХ решил заказать портрет бывшего руководителя пейзажной мастерской для зала заседаний академического Собрания,
В. А. Беклемишев безуспешно пытался уговорить студентов расстаться с портретом. Неудачной оказалась и его попытка получить портрет Куинджи кисти И. Е. Репина, принадлежавший Обществу имени А. И. Куинджи. Советом было решено заказать Репину повтор его произведения.
В инвентаре музея картина не датирована.
На посмертной выставке произведений Крамского экспонировались два портрета Куинджи: один 1872 г. (№59, собственность наследников), другой — 1877 г. (№100 б). Тогда же П. М. Третьяковым для своей галереи был приобретен портрет 1872 г. (Холст, масло. 35,8х27,6. Инв.№668). В книге «И. Е. Репин и И. Н. Крамской. Переписка. 1873-1885. Письма И. Е. Репина» приведено письмо Крамского Репину от 18 октября 1877 г., содержащее восторженный отзыв Крамского о написанном Репиным портрете Куинджи. Из него следует, что большого портрета Куинджи Крамской еще не писал: «Ведь я сам хотел писать Куинджи, и давно, и все старался себя приготовить, рассердить, но после этого отказываюсь. Куинджи есть, да какой!».
Т. Л. Карпова предлагает датировать произведение 1879-1881 гг., когда в творчестве Крамского появилась серия «краснофонных» портретов.