Персоналии
Рерих Николай Константинович, 1874-1947
Рерих Николай Константинович, 1874-1947
Персоналия
Рерих Николай Константинович
Годы жизни
Вид деятельности
художник театральной живописи
живописец
философ
Биография
Писал пейзажи и картины на темы древнерусской истории, легенд и преданий. Работал в области монументальной живописи, архитектуры, занимался прикладным искусством, сценографией. Писатель, археолог, ученый и художественный деятель. Инициатор международного движения в защиту памятников культуры. В 1891-1893 гг. обучался рисованию под руководством художника М.О. Микешина. В 1893 -1898 гг. занимался в Петербургском университете на юридическом факультете, посещал лекции на историко-филологическом факультете. Принят в члены Русского археологического общества. В 1893-1897 гг. учился в ВХУ у А.И. Куинджи, когда учителя увольняют, в знак протеста покидает академию. В 1897 г. – звание художника за картину «Гонец. Восстал род на род». В 1898-1900 гг. читал лекции в Императорском Археологическом институте. В 1900-1901 гг. учился в студии Ф. Кормона в Париже. В 1901-1906 гг. – секретарь ОПХ, в 1906-1918 гг. – директор Рисовальной школы ОПХ. В 1903-1910 гг. – член СРХ. Член объединения «Мир искусства», в 1910-1915 гг. – председатель этого объединения. С 1909 г. – академик. В 1909 принимает участие в «Русских сезонах» в Париже. С 1919 г. жил и работал за границей. Создает большое количество живописных и литературных произведений на восточные сюжеты, в основном из индийской мифологии. В 1920 принял от Чикагского университета предложение по организации выставки. Создает Институт объединенных искусств в Нью-Йорке и еждународный художественный центр «Венец мира». С 1923 г. жил в Индии. В 1923–1928 совершает путешествие по Индии и Центральной Азии, в Тибет, Северо-Западный Китай, на Алтай, в Монголию, во время которого было написано около 500 картин, исследованы памятники искусства, древние рукописи, собраны многочисленные коллекции. В 1935 в Вашингтоне, в Белом доме был подписан Пакт Рериха — Международный договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников в военное и в мирное время, над проектом которого художник работал несколько лет. Член Рейнской Академии во Франции, Югославской Академии наук и искусств в Загребе, член-основатель Этнографического общества в Париже, пожизненный член Общества восточного искусства в Калькутте. В 1942-1944 гг. – почетный президент Американо-русской культурной ассоциации. Среди основных работ: «Город строят» (1902, ГТГ), «Славяне на Днепре» (1905, ГРМ), эскизы декораций для постановки оперы А.П. Бородина «Князь Игорь» (1908, ГТГ), «Небесный бой» (1912, ГРМ), «Настасья Микулична» (1943, Новосибирская областная картинная галерея). Лит.: 225 лет Академии художеств СССР. Каталог выставки программ и дипломных работ. Л: Искусство. 1983; Путь к мастерству. Европейское и русское искусство XV - начала XX века / Авт. сост. Алексеева А.Н., Богдан В.-И. Т., Иванова Е.Б., Кондратенко Л.И., Конькова Г.И., Плюснина Е.А., Савинова Е.А., Целищева Л.Н., Чурилова Е.Б. СПб.: Изд-во «Золотой век». 2007; Коллекция И. И. Бродского. Т. 2. Живопись и скульптура : полный каталог собрания / НИМ РАХ, Музей-квартира И. И. Бродского, авт-сост. Н. М. Балакина, О. В. Волкова, А. А. Пиотровская. — СПб.: НИМ РАХ, 2021. — 208 с.