Канон красоты по Рафаэлю. Эпоха Рафаэля и русская художественная школа. Каталог выставки / Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, Генеральное консульство Италии в Санкт-Петербурге, Итальянский институт культуры в Санкт-Петербурге. СПб.: Славия, 2008.
--
Канон красоты по Рафаэлю. Эпоха Рафаэля и русская художественная школа. Каталог выставки / Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, Генеральное консульство Италии в Санкт-Петербурге, Итальянский институт культуры в Санкт-Петербурге. СПб.: Славия, 2008.
Аннотация
Выставка «Канон красоты по Рафаэлю. Эпоха Рафаэля и русская художественная школа» из фондов Научно-исследовательского музея Российской академии художеств проходила в знаменательный год 250-летия старейшего художественного собрания Россиии 525-летия Рафаэля Санти (1483—1520). Коллекция музея позволяет составить достаточно полное представление практически обо всех этапах
творчества этого наиболее типичного представителя эпохи Высокого Возрождения. В собрании Музея академии художеств с первых лет его существования имелись копии с работ Рафаэля.
В России мода на коллекционирование была привита Екатериной П. Даже вельможи, далекие от искусства, ради успешной карьеры при дворе покупали картины и гравюры. Приобретения делались как в Санкт-Петербурге, куда иностранцы привозили на продажу произведения искусства, так и за границей. Путешествуя по Европе, посещая модные салоны в Париже и Риме, русская знать заимствовала философские и эстетические воззрения у просвещенной элиты европейских стран. Так как оригинальные произведения Рафаэля уже тогда приобрести было невозможно, коллекционеры охотно заказывали копии иностранным живописцам. Многие старинные копии с рафаэлевских Мадонн и Святых семейств поступили в музей в составе различных частных коллекций, подаренных Императорской Академии художеств или приобретенных правительством специально для учебного заведения. Другим источником появления копий с работ Рафаэля были задания по копированию в рамках учебного процесса. Лучшие выпускники Академии художеств, получавшие пенсион от правительства или Общества поощрения художеств, продолжали обучение и совершенствовали мастерство в двух крупнейших центрах культуры — Риме и Париже. По заданию Совета профессоров Академии они работали над исполнением копий с произведений выдающихся мастеров Возрождения и прежде всего — Рафаэля. Присланные в Россию в качестве отчета о пенсионерстве эти полотна служили многим поколениям воспитанников «образцами» для изучения. Авторы лучших копий — А.П. Лосенко, Т.В. Басин, К.П. Брюллов, Ф.А. Бруни, А.Т. Марков, Г.К. Михайлов, М.Н. Васильев, П.М. Шамшин впоследствии преподавали в Академии художеств.